Научная статья
Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии
Анализируются современные наиболее обсуждаемые критериальные системы валидности качественного исследования: реалистическая, конструкционистская, критическая, эстетическая, радикальная. Показывается, что в современной научной ситуации речь идет не просто о введении специфичных для качественных исследований представлений о валидности, но и о концептуальной замене этого традиционного для психологии критерия. В реалистической системе валидность обсуждается с точки зрения аргументированности выдвигаемых интерпретаций. Конструкционистская система взамен критерия валидности вводит критерии достоверности и аутентичности. Критическая критериальная система делает акцент на социальной полезности, критической составляющей анализа, а также его включенности в контекст социальных изменений. Эстетическая сводит качество анализа к его выразительности, полифоничности, что оборачивается вопросом представленности в исследовании различных смысловых позиций. Радикальная система, следуя логикам как радикального конструкционизма, так и методологического анархизма, отказывается от однозначного стандарта качества исследований. В завершении статьи делается вывод, что так называемые «субъективные» представления исследователя являются не артефактом анализа, но его ключевым инструментом. Проблема валидности это проблема разведения и критической рефлексии того, как соотносятся позиции автора исследования и его респондентов. Следуя указанной логике рассуждений, авторами статьи предлагается общая модель валидности качественных исследований в психологии, опирающаяся на проведенный анализ разных критериальных систем и личный практический опыт работы с качественными методами. Общий принцип построения авторской системы валидности соотношение критериев и различных уровней (или этапов) качественного исследования: планирования, сбора и анализа данных, интерпретации.
The most discussed validity criteria of qualitative research, namely realistic, constructionist, critical, aesthetical and radical ones are analysed in this paper. Modern research does not only introduce specific concepts of validity, but it also strives to conceptually replace this criterion by another. In the realistic system the validity is discussed from the point of view of the interpretative argumentation. The constructionist criteria assume refusal of classical validity criteria, new criteria, i.e. “trustworthiness” and “authenticity”, are introduced. The critical criteria emphasize social value and usefulness, a critical component of the research, its inclusiveness in the context of social and cultural changes. Aesthetical criteria equate quality of the analysis and the expressiveness, polyphony of the collected data, the representation of the various subjective positions in the study. The radical system, following the logics of radical constructionism and methodological anarchism, refuses a definite standard of quality research. Summing up, we conclude that the so-called “subjective” view of the researcher is not an artifact of the analysis, but its key epistemological tool. The issue of validity is the problem of critical reflexivity of the researchers and positions of their respondents. In conclusion, we suggest the original validity criteria of qualitative research in psychology based on the theoretical analysis of various criteria and practical experience. The general principle of these original criteria is a relation of criteria and various levels (or stages) of qualitative research: research design, data collection and analysis, and data interpretation.
Идентификатор объекта в Сети | |
Создан | 1 января 2014 г. |
Объект зарегистрирован в Сети РЦИС.РФ | 1 октября 2019 г. |
Участники создания | Автор — Мельникова, Ольга; Хорошилов, Дмитрий (100 %) |
Код создания | Создан ранее, в том числе при регистрации наследником |
Тип | Научная статья |
Дополнительные атрибуты | collection: Киберленинка lang: rus publisher: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (Факультет психологии) source: Национальный психологический журнал |
Доступность | Допустимо свободное использование со ссылкой на автора CC BY (Открытая лицензия, возможно использование с указанием авторства) |
Реестр транзакций
Дата и время ↓ | Идентификатор | Инициатор ↓ | Транзакция ↓ | |
---|---|---|---|---|
01.10.2019, 10:04:15 | 9252a3471c53fd0c2329f54835780edf42cf3de36928abf186eef55d5106127a | user-webpublishers | A | |
01.10.2019, 10:04:08 | 4a7479d8dc1fe6f34d34c709604329c2d5d9a72f75133fb26b395b28876f0a14 | user-webpublishers | A | |
01.10.2019, 10:04:00 | 843c0fbdbebfc492bc75714e4c08a62b63ad8ad987df1866e23b6ecc01a95ffc | user-webpublishers | C |